Школа №5 г. Коряжмы

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ №5 г.Коряжмы»
_______________Казакова М.В.
«     »________________2011г.

1. Актуальность:

Самое ценное, что есть у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но экономически необходимо. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботиться о своём здоровье, здоровье своих детей и близких.

Проводимые обследования школьников показывают, что за годы обучения в школе возрастает количество детей, имеющих нарушения осанки и зрения. Учащиеся приобретают заболевания органов пищеварения и расстройство деятельности центральной нервной системы.

Актуальность данной программы обусловлена значительными преобразованиями системы образования, направленными не только на повышение качества образования и совершенствования его структуры, но и на укрепление здоровья учащихся и обеспечение психологического комфорта участникам образовательного процесса. Один из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования – существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности. В нашем городе показатель общей заболеваемости имеет тенденцию к улучшению, но остаётся на высоком уровне, что говорит о неблагоприятном состоянии здоровья детей и подростков. Происходит незначительный рост  количества детей, имеющих I группу здоровья (с 10,1% в 2008 году до 10,9% в 2009 году по городу, в школе – с 8,4% до 8,7%), увеличивается показатель - общая заболеваемость учащихся (с 1,46 до 2,07 случаев на одного учащегося). Незначительно снизилось число детей, имеющих патологию нарушение зрения (с 36,7% до 36,5%), нарушение осанки и сколиоз (с 25,6% до 21%). Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей обуславливает необходимость их решения с использованием программно-целевого метода.

Согласно ст. № 12,13,20,32 Закона РФ «Об образовании» четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школы. По данным обследований проведенных медицинскими работниками школы, уровень здоровья учащихся 1- 11 классов улучшается, но очень незначительно. За два года выросло количество учащихся, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, возросла общая соматическая заболеваемость и общая инфекционная заболеваемость учащихся. Данная ситуация связана не только с социально-экономическим положением, но и отсутствием трепетного отношения к здоровью в семье. Педагогический коллектив школы способен повлиять хотя бы на такие показатели как осанка, зрение, желудочно-кишечный тракт, состояние психики за счет неукоснительного соблюдения норм санитарно-гигиенического режима, режима питания, физкультурно-оздоровительных мероприятий, настойчивой пропаганды среди родителей и учащихся здорового образа жизни, увеличения двигательной активности, предупреждения стрессовых ситуаций во время учебно-воспитательного процесса, создания благоприятного эмоционального климата в школе.

Рост наркомании и, как следствие, преступности подростков сегодня выдвигают еще одну, не менее значимую, задачу перед педагогическим коллективом - совершенствование профилактической работы и правового воспитания. Не реализуются в полной мере потенциальные возможности каждого урока. Обеспечение современного качества образования, поступательного индивидуального продвижения в образовательной траектории каждого ученика, повышении мотивации и познавательной активности – остаются проблемами школы. Анализ обученности показывает, что достижение первого из планируемых показателей (количества учащихся, усваивающих учебные программы на уровне стандарта) происходит в результате дополнительных занятий со слабоуспевающими учащимися, значительной активизации работы с семьями. В этой ситуации меньше внимания педагогического коллектива получают «благополучные» по данному предмету учащиеся, вследствие чего ослабляется мотивационное обеспечение их учебной деятельности, что сказывается на её результатах.

Поэтому одним из ведущих направлений работы образовательного учреждения является создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса. Эта деятельность осуществляется в рамках программы «Здоровье».

Программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу образовательного процесса  по формированию здорового образа жизни учащихся, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребёнка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.

Воспитать здорового ребёнка может только духовно и физически здоровый педагог. Поэтому создание и поддержание условий комфортной работы, охраны труда работников школы тоже не маловажная задача.

Нам видится решение проблемы здоровья детей в образовательном процессе через внедрение локальной программы МОУ «СОШ № 5 г.Коряжмы» «Здоровье».

Концепция программы

В настоящей концепции понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, а как состояние физического, душевного и социально го благополучия человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье школьника представляет интегративным критерием качества современного образования. Подготовить учащегося к самостоятельной жизни - это значит сформировать у него адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному образу жизни. Деятельность по созданию условий для сохранения здоровья учащихся в обязательном порядке должна учитывать те факторы, которые влияют на здоровье ребенка: и экологические, и социальные, и санитарно-гигиенические. Однако школа не в силах заменить медицинские учреждения и вылечить заболевание. Школа лишь может создать условия для профилактики новых заболеваний и сохранению здоровья, может содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни, может научить учащихся защищать свою жизнь и сохранять здоровье. Необходимо сформировать у детей устойчивые мировоззренческие представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений. Поэтому процесс формирования здоровья невозможен без целостной системы воспитания. Настоящая программа предполагает дальнейшие действия по созданию условий для сохранения здоровья учащихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни.

165650, Россия, Архангельская область, г. Коряжма, ул. Архангельская, д. 17
тел. (81850) 3-35-40, mail@sc5kor.ru