По волнам нашей памяти…

26 января 2021 года наша школа №5 отмечает своё 45-летие. Предлагаем вниманию читателей нашего сайта воспоминания наших ветеранов, одни из которых взяты из архивов школьного музея, а другими поделились ветераны в канун дня рождения школы.

Александр Федорович Отряхнин, первый директор школы №5:

- Большую роль в профессии сыграла мама, учитель математики, которая с конца 30-ых годов до выхода на пенсию, ни разу не отзывалась о работе негативно, а всегда делилась только позитивом. Большой интерес к педагогике и психологии во мне пробудил мой дядя, кандидат педнаук, свободно владеющий двумя языками (английским и немецким) и имевший возможность следить за новинками литературы в этих областях. А главное- на доступном языке говорить об этом, вызывать интерес, задавать вопросы.

-Чем неповторим труд педагога? Ответ травиален: это всегда творчество, стремление к целям, общение с коллегами, учениками и, наконец, удовлетворение результатами труда при достижении успеха.

-Директор такого специфического учреждения как школа не должен быть менеджером, быть рационалистом. Он должен быть и учителем, иначе перестанешь понимать не только учителя, но и учеников, а дальше финал, все сами по себе, стагнация и можно писать заявление об уходе.

- Какие трудности в работе директора были? Трудности имеют периодичность, в зависимости от того, на какой стадии развития находятся коллективы учителей и учащихся. На первом этапе- это формирование коллектива единомышленников, объединенных общими целями и одинаковым пониманием путей их достижения. Что касается коллектива учащихся, то важны сплочение, организация всей работы на формирование установки «школа-мой дом». При этом не забывать главного-помогать каждому выбрать свою судьбу, ставить цели и совершать выбор. На этапе зрелости коллектива и роста профессионализма другие трудности: Например, коллективный поиск путей дальнейшего развития учреждения в связи с изменениями требований к школе.

-Одним из самых запомнившихся событий для меня был педсовет в 1993 году по обсуждению только что принятого Закона «Об образовании» и вытекающей отсюда атттестации школ. Коллективом было принято решение выйти на нее досрочно!

Это решение стало итогом работы коллектива с момента образования школы, его профессиональным становлением, его собственной самооценкой. В 1993-м году школа одна из первых в Архангельской области достойно, а это было непросто, алгоритм аттестации был жестким. Одним из положительных результатов аттестации, я считаю, было повышение самооценки, самоуважения всех участников, а это повлияло на улучшение психологического климата коллектива. Школа получила удостоверение об аккредитации школы за №1. В 1999-м школа стала региональным центром тестирования и признана на федеральном уровне одной из лучших инновационных школ Российской Федерации.

- Факты из жизни школы: Александр Отряхнин был назначен директором школы-новостройки в августе 1975 года, занимался завершением строительных работ. В январе 1976 года школа начала функционировать как школа №13 Котласского гороно (до этого она размещалась в деревянном здании по улице Слободской).

Галина Николаевна Кузнецова:

- Школу окончила с серебряной медалью в 1963 году. В этом же году поступила в Архангельский педагогический институт имени М.В. Ломоносова на физико-математический факультет (отделение-математика). На мой выбор повлияла мама (учительница начальных классов) и учительница математики в средней школе.

-28 августа 1976 года я была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе в старшей школе с кураторством математики с 1 по 10 классы. Комплектация школы шла и в сентябре учеников стало 1500. (в классах по 38-43 человека). Мне, как завучу, надо было составить расписание, корректировать его ежедневно, вести методическую работу, отвечать за здоровье учащихся, вести дежурство по школе и многое другое. Кроме того, у меня было два класса, в которых я преподавала математику. Первые три года, пока школа проходила становление, было особенно трудно. В это время мне помогала Гаврич А.Ф., она работала завучем по начальной школе с кураторством русского языка и литературы с 1 по 10 классы.

-Работая завучем и учителем математики, приходила в школу в 7 часов утра и уходила поздно вечером. Возвращаясь снова садилась за подготовку к завтрашнему дню, проверку тетрадей. Я проводила большую мониторинговую работу, которую раньше было сложнее, т.к. работать приходилось не с компьютером, а ручкой, линейкой, фломастером.

Это папки по обобщению опыта, стенды, вычерчивание графиков.

- Я, как завуч, (30 лет работы заместителем директора в школе №5) посещала уроки учителей. Ваня Карпов учился в третьем классе и сидел на задней парте. Какие бы вопросы ни задавала учительница, он на все знал ответ. Но Людмила Федоровна Титова спрашивала его только тогда, когда никто другой не мог ответить. Так Ваня мог потерять интерес к учёбе. Побеседовав с мамой ученика и с ним самим, мы перевели его в пятый класс (в то время четвертых не было). Всю первую четверть Ваня «догонял» своих одноклассников (теперь уж пятиклашек) и вновь стал одним из лучших учеников.

За всё время учёбы Ваня Карпов ни разу не пожалел, что несколько лет назад «перепрыгнул» через класс. В девятом классе в городской олимпиаде по математике он занял третье место, а в региональной - второе. Отличился он и в городской олимпиаде по биологии, где занял первое место (учитель – Валерий Васильевич Исаков). Ваня также занимался спортом и выступал за честь школы во всех спортивных соревнованиях.

-От 40 до 50 лет отдали детям прекрасные педагоги, ветераны педагогического труда. Молодость, увлеченность работой, организованность в любом деле, необыкновенное трудолюбие привлекали внимание детей и коллег. Их большой педагогический опыт –это путь к знаниям, достижение новых педагогических подходов, большая общественная работа.

Эмоционально и заинтересованно вводил каждый из них своих учеников в мир знаний, вдумчиво и тактично оценивая их достижения. Где бы они ни работали: школьная теплица или теплицы совхоза «Коряжемский», на полях совхоза, урок в начальной или старшей школе, уроки труда, походы на байдарках, спортивные соревнования, школьные, городские, областные олимпиады (подготовка к ним)-все это приносило не только знания, но и радость познания. Наши ветераны всегда учили содержательно, логично, стройно. Интересно проводили уроки, чтобы каждый ученик владел всем необходимым арсеналом для данного возраста.

Проработав в школе 45 лет учителем и 30 лет завучем, сделала вывод, что жизнь прожита не зря!

Нина Леонидовна Жбинова:

- 26 января все пришли, как обычно, к 8 утра. Классные руководители выстроили своих учеников, у каждого что-то было в руках: учебники, тетради, глобусы, кто-то предусмотрел и взял саночки, чтобы перевозить школьное имущество. Все дружно через кедровую рощу двинулись к новой школе. Возглавляли строй Александра Александровна Гаврич и Таисия Степановна Вагина. А там нас уже встречал Александр Фёдорович Отряхнин. Принесённое разнесли по кабинетам и собрались в спортивном зале, и тогда для всех в стенах новой школы прозвенел первый звонок.

Факты из жизни школы: в школе №5 под руководством Николая Алексеевича Максимова работала киностудия «Альтаир» (ребята снимали хронику школьной жизни), с 2002-го стала издаваться газета «Перемена». Николай Максимов дважды становился победителем всероссийского конкурса учителей физики и математики фонда «Династия» в номинации «Наставник будущих учёных». Конкурс проводился в форме опроса среди более 50 тысяч студентов, молодых ученых, аспирантов. Молодые люди должны были назвать преподавателя, который «заразил» их любовью к «своему» предмету настолько, что и для них он стал смыслом жизни.

Раиса Тимофеевна Колмогорцева:

- Николай Алексеевич и Людмила Яковлевна Максимовы - это настоящие профессионалы. Во многом благодаря этой семье школа №5 стала известна не только в городе и регионе, но и в стране. Они были кумирами старшеклассников. Авторские программы Николая Алексеевича в области информатики вызывали у них огромный интерес. Максимовы и сейчас, проживая в Санкт-Петербурге рядом с детьми и внуками, постоянно интересуются жизнью нашей школы. Они остались верны коряжемской школе №5.

- На всю жизнь мне запомнился мой первый урок, на который я не пришла. Мой класс 4Б занимался во вторую смену, а я должна прийти в 8А класс в первую смену, но я всё перепутала и не пришла. Урок пришлось провести Вере Александровне Величко. Я пришла в школу к первому уроку второй смены и так расстроилась, что даже заплакала. Все учителя улыбаясь успокаивали меня, за что я им безмерно благодарна.

 На подготовку к урокам уходило очень много времени. Весь ход урока я подробно записывала в планах, репетировала и каждый раз волновалась, как пройдёт урок.

 Мои будни были волнительны общением с детьми и коллегами, участием в различных конкурсах и смотрах, успехами моих учеников.

Лариса Константиновна Субботина:

- В школе царил образцовый порядок. Проводились изумительные вечера, праздники, пионерские и комсомольские сборы, спортивные состязания, выходили собственные радиопередачи, выпускались стенгазеты (я была членом редакции в течение 3-х лет), но самое замечательное – малая Третьяковка, где мы, старшеклассники, были экскурсоводами.

Факты из жизни школы: класс Татьяны Алексеевны Загребельной занимался поисковой работой вокруг имени Героя Советского Союза Павла Кожина. Коряжемцы вели переписку с пионерами школы города Гурьевска, где один из классов тоже носил имя нашего земляка.

Татьяна Алексеевна Загребельная:

- Получив приглашение посетить 9 мая Калининград и Гурьевск, где похоронен Павел Кожин, мы собрали группу. В неё вошли ученики разных поколений с третьего по восьмой класс, а также старшеклассники Николая Алексеевича Максимова (они снимали всё происходящее на киноплёнку). Перед отправлением мы подготовили монтаж о Павле Кожине, взяли землю с родной котласской земли. В Гурьевске в центре мемориала погибших воинов – шестиметровая стела в виде развевающего знамени. Рядом мемориальная стена с пятью надгробными плитами. На первой имя Павла Петровича Кожина и барельеф отважного героя. Возле братской могилы мы посадили молодые берёзки и рябинки.

Зинаида Родионовна Соломская:

- Начало моей работы учителем математики в Коряжме было еще в деревенском здании школы №13, затем в школе №5. Коллектив был молодой, дружный, энергии много, работали с душой, не жалея ни сил, ни времени. Жили интересно и весело. Под руководством учителя музыки Галины Васильевны Крутиковой был создан хор учителей, и мы выступали даже в Котласе.

С большой теплотой вспоминаю классы, в которых работала. В одном из них особенно выделялся Владимир Кишик (выпускник 1994 года). Помимо нашей школы он в течение трех лет учился еще в физико-математической школе при МФТИ и успешно ее окончил. Был победителем многих городских олимпиад, а в 11 классе в четырех областных и участником двух российских по физике и математике. Окончил школу он с золотой медалью.

Любовь Николаевна Шивринская:

- В 1972 переехали в Коряжму. Муж стал работать в 14ой школе (нынче 4ая), а я работала в старой деревенской школе №13 под руководством Гаврич. А.Ф., которую очень уважала и многому от неё научилась. А как мы ждали новой школы! И вот УРА!!! Переходим в новую школу!!! Все зимние каникулы мы с лаборантом Ниной Алексеевной Ярыгной разбирали приборы, которых так было много! Была завалена вся рекреация на 3 этаже (где кабинеты №35, 36). Это и понятно: ведь директор школы Отряхнин А.Ф. физик! За 13 лет работы в 5 школе он мне, наверное, больше дал, чем институт (по поводу физики). Часто посещал мои уроки, разбирал их всегда доброжелательно. Мы часто и дискутировали. И я с удовольствием «посещала» его уроки; находясь в лаборантской, а он вёл урок в моём кабинете №34. Многое из его уроков я брала на свои уроки.

За время работы в школе я была членом профкома. Возглавляла культмассовый сектор. Коллектив школы был молодым, поэтому часто проводились вечера, участвовали в смотрах художественной самодеятельности и были призёрами.

Светлана Николаевна Рыкова:

-Годы моей трудовой деятельности пришлись на непростые 80-е, 90-е, начало двухтысячных, когда самые популярные были профессии экономистов, программистов, юристов и менеджеров. Многие выпускники школ поступали в местный филиал САФУ, где филологического факультета, как известно, не было. По моим стопам пошли две девушки 1992 года выпуска. Одна из них успешно трудится в Костроме, в качестве преподавателя русского языка и литературы. Вторая, поработав в школе, получила второе образование и стала прекрасным юристом. Справедливо отметить, что наша профессия очень важная, необходимая каждому человеку, но в тоже время трудная, кропотливая, требующая затрат сил и времени, но по оплате незавидная.

Галина Михайловна Романескул:

-Много времени уходило на подготовку к урокам, писали подробные поурочные планы. Были молодые, энергичные. Организовывали интересные мероприятия – праздники к датам красного календаря. В 1979г началась педагогическая деятельность, воспитательные группы продлённого дня школы №13 города Коряжмы, в дальнейшем переименована в школу №5. В этой школе я проработала 23 года, ни разу не усомнилась в своем выборе.

Капитолина Андреевна Яишницына:

В пятой школе я нашла свою педагогическую деятельность (проходила педпрактику в деревянной школе №13 в 1954 году) и закончила 50-летнюю деятельность в 2004 году. В пятой школе проработала последние 11 лет педагогической деятельности.

В коллективе пятой школы меня знали, приняли дружелюбно, тепло, с пониманием.

В школе работал дружный, творческий коллектив. Я была в курсе всех дел, так как несколько лет была секретарем педагогических советов.

В школе помнят ветеранов педагогического труда, всегда приглашают на школьные мероприятия. Особенная благодарность Зыковой Елене Иосифовне, выпускнице школы и учителю начальных классов школы № 5.

Нина Витальевна Басавина:

- Я прошла большую школу становления как учитель, приобрела замечательных друзей, встретилась с замечательными детьми, которые мне стали настоящими друзьями, и мы дружим по сей день. Столько всего за годы было... Оглядываешься назад, и такая бурная, активная, кипучая жизнь в школе: походы, диспуты, дебаты, поездки, вечера… Вспоминаю, как мы с Надеждой Владимировной Лоховой начинали работу по новым учебникам ОС «Школа 2100». Ездили учиться и встречались с авторами учебников в Москве. Покупали книги за родительские деньги, ездили за ними в Котлас. Первопроходцами по истории у меня был очень интересный, сильный и любознательный 9 класс «Б» Галины Павловны Волковой, выпуск 2005 год. Бачурина Настя, Васильев Яков, Шипицына Людмила, Попова Варя, Подорова Настя, Еремеева Катя, Ларионова Даша, Суровцев Александр, Олейник Маша и все – все, кого не перечислила. Они были в восторге от этих учебников, писали хвалебные отзывы автору учебника. Это было большое наслаждение от работы с таким классом. Мы экспериментировали с этим классом новую систему оценивания на уроке. Им было все интересно. Спасибо им большое.

Самый запоминающийся выпуск - выпуск 2004 года 9 Г класс. Добрые, талантливые и очень озорные. Конечно, я их буду всегда помнить. Они были особенные. Но самым любимым для меня останется выпуск 2011 года 11 А класс. Это мои дети, мои друзья. Они меня многому научили. Традиции классных вечеров, «тайный друг», походы, поездки, встречи - их не перечесть. Новый год с Дедом Морозом, подарками и стихами на стуле. Классный вечер в стиле 60-х, где меня второй раз в жизни принимали в пионеры. Много, много другого. Ученик года, когда весь класс встал на поддержку нашей Ирины Протасовой. Талантов было много. Добрые, отзывчивые, умные, креативные. А сколько уголков нашей Родины мы посетили… Им все было интересно. Это целая жизнь. Спасибо вам, ребята. Вы часть моей жизни и останетесь в моем сердце.

С юбилеем, дорогая школа. Годы, прожитые в ней и с вами, были для меня особенными, и я с теплотой и трепетом вспоминаю всех. Процветания! Пусть ваши ученики вместе с вами добиваются невероятных высот успеха, пусть вам сопутствует удача во всех-всех-всех делах.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить