Нормативные документы
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ».
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 N436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 года №442 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 года №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Что такое «инклюзия»?
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Инклюзивное образование
• Все дети разные
• Все дети могут учиться
• Есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т.д.
• Система адаптируется к потребностям ребёнка.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.
В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени». Она служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.
Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ. Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ.
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья является особой категорией детей в образовательном учреждении. Их особенность заключается в том, что мыслительные процессы имеют отставание в развитии от установленной нормы. Интеллектуальные способности детей с задержкой психического развития всегда будут ниже в сравнении со сверстниками.
Причины отставания в развитии могут быть в патологии протекания, беременности, патологии при родах. Также наследственные заболевания, нарушения формирования высших психических функций в онтогенезе. Таким образом, задержка психического развития – это врожденное отклонение от нормы.
Но, при этом нельзя говорить о том, что развития познавательных и интеллектуальных способностей у детей с ЗПР не происходит. Напротив, развитие мыслительных структур идет, но поступательно, неравномерно. То есть, преобладает парциальное созревание тех или иных структур интеллекта.
Развитие личности данной категории детей также имеет свои особенности. Наблюдается отставание в развитии волевых качеств характера, эмоциональном интеллекте. Такие дети могут быть как излишне возбудимы и деструктивно активны, так и малоподвижны. Могут возникать трудности в межличностном общении, особенно со сверстниками. Часто такая категория детей выбирает деструктивные способы общения со сверстниками, такие как физическая и вербальная агрессия, конфликтное поведение. Причина кроется в неумении налаживать контакты положительными способами, так как ограниченные интеллектуальные способности тормозят социальное развитие. Отсюда наблюдается социально-психологическая дезадаптация. Как правило, детям с ЗПР необходимо большее время для адаптации в коллективе, завязывания дружбы с одноклассниками.
Такая особенность развития психических процессов у детей с ЗПР требует создания соответствующих условий обучения и воспитания. Ребенку с задержкой психического развития не просто освоить программу школьного обучения.
В помощь родителю:
1. Дарите ребѐнку свою любовь и внимание.
2. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Принимайте его способности и возможности.
3. Относитесь даже к маленьким успехам ребенка с огромной радостью и восхищением. Хвалите за все, что получается у ребенка.
4. Учебный процесс очень сложен для таких детей. Не ждите, что ребенок будет в ней успешен и не требуйте от него того, что он сделать не сможет.
5. Все родители хотят «пятерок», но к сожалению, для таких детей это колоссально сложно. Нужно понимать и принимать данный факт. Здесь главное, чтобы ребенок «успевал» по итогам триместра, максимально понимая пройденный материл. Главным помощников в учебе для ребенка всегда будут родители.
6. Всегда будьте на связи с школьными учителями для того, чтобы быть в курсе успеваемости ребенка. Это позволит своевременно выявлять возникающие трудности в обучении. Также педагогам необходимо знать особенности ребенка, чтобы грамотно выстроить процесс обучения для него. Здесь вам следует смотреть в одном направлении с учителем. Выполнять его рекомендации.
7.Не ограждайте ребѐнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
8. Не ограничивайте ребѐнка в общении со сверстниками. Помогайте выстраивать взаимоотношения с одноклассниками и друзьями. Приглашайте в гости сверстников, помогайте организовывать их досуг.
9. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придѐтся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни.