Советы американского психотерапевта Ф.Порат
- Принимайте себя таким, какой вы есть.
- Принимайте себя таким, каким вы хотите быть.
- Обретайте позитивные изменения всякий раз, когда вы в состоянии это сделать.
- Полюбите свой образ, свой имидж: свое тело, манеру смотреть, двигаться, одеваться, ходить, танцевать, говорить, смеяться и плакать.
- Уважайте свое тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
- Будьте «позитивно эгоистичны»: любите себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что вы - человек, единственный в своем роде. И другого такого нет, не было и не будет на Земле.
- Уважайте свое время: время - это жизнь.
- Разрешайте себе радоваться и получать удовольствия. Позволяйте себе быть таким, какой вы есть. Вы несете ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.
- Учитесь принимать решения и воплощать их в жизнь.
- Не ждите, что кто-то вернет вам ваше самоуважение. Только вы сами можете с этим справиться!
Что необходимо знать о подростковом суициде и способах преодоления суицидального поведения
- Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.
- Суицид занимает 8 место в списке причин смерти. Больше людей убивают себя, чем других. Суицид возглавляет список причин насильственных смертей.
- Разговоры о суициде не повод, чтобы наложить на себя руки.
- Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.
- Уровень самоубийств выше в старшей возрастной группе, чем в любой другой.
- Суицид занимает второе место в списке причин смерти среди молодежи. Первое - это несчастные случаи, хотя некоторые из них могут рассматриваться как суицид, например, разбившийся насмерть водитель-одиночка.
- За последние тридцать лет утроилось количество зарегистрированных случаев суицида среди молодежи.
- Мужчины в три раза чаще по сравнению с женщинами совершают самоубийства, однако, женщины в четыре раза чаще по сравнению с мужчинами предпринимают попытки суицида.
- Более 80% людей сообщают о своем намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и/или страданиях.
Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:
- Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.
- Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки.
- Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать.
- Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
- Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, независимо от того, что он говорит.
- Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы.
- Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план - это знак реальной опасности.
- Убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью.
- Не предлагайте упрощенных решений.
- Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.
- Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией.
- Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс.
- При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние.
- Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Симптомы депрессивного состояния у детей и подростков
На физиологическом уровне:
- нарушение сна (сонливость или бессонница);
- расстройства аппетита (повышенный или пониженный);
- чувство усталости;
- значительное изменение массы тела;
- жалобы на конкретное недомогание или общее плохое состояние при отсутствии видимых органических причин.
На мыслительном уровне:
- негативные ожидания (ощущение безнадежности);
- негативная самооценка («Я - плохой»);
- мысли о самоубийстве;
- трудности с принятием решения;
- чрезмерная концентрация на самом себе;
- трудности с сосредоточенностью.
На поведенческом уровне:
- замедленная или невыразительная речь;
- приступы плача;
- агрессивные действия;
- психомоторное возбуждение или заторможенность;
- попытка самоубийства;
- попадание в зависимость (алкогольную, наркотическую, от других людей и т. д.);
- поведение, противоречащее собственной системе ценностей.
На эмоциональном уровне:
- плохое настроение, грусть;
- чрезмерное или неадекватное чувство вины;
- ощущение собственного бессилия;
- чувство собственной никчемности,
- потеря уважения к самому себе;
- утрата чувства юмора;
- одновременное проявление противоположных чувств;
- сосредоточенность на депрессивных ощущениях;
- отсутствие удовольствия от жизни.
На социальном уровне:
- самоизоляция;
- апатия, уход от общества;
- зависимость от других;
- склонность к самопожертвованию;
- позиция мученика;
- чрезмерная потребность в одобрении;
- чрезмерная критичность по отношению к другим;
- преувеличенное чувство ответственности за других.
Психологическая поддержка ребенка, оказавшегося в кризисном состоянии
Поддерживать ребенка - значит, верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Социально-психологическая поддержка (в школе, семье) - это процесс:
- в ходе которого взрослый должен сосредоточиться на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;
- который помогает ребенку избежать ошибок;
- который поддерживает ребенка при неудачах.
- Чтобы поддержать ребенка взрослым, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.
- Забыть о прошлых неудачах.
- Позволить ребенку начать с «нуля», вселяя ему уверенность, что он справится с возникшей проблемой, что взрослый верит в него, в его способность достичь успеха.
- Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
- Избегать подчеркивания промахов ребенка.
- Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
- Уметь и хотеть демонстрировать принятие индивидуальности ребёнка, симпатии (а родители - любви) к нему.
- Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие с которыми он может справиться.
- Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
- Проводить больше времени с ребенком.
- Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
- Уметь взаимодействовать с ребенком.
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- Проявлять эмпатию (сопереживание) и веру в ребенка.