1. Общие положения
1.1. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее — классный руководитель).
1.2. В соответствии с дополнением, внесенным в пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 № 854, на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом директора общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
1.3. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2. 2821—10 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении наполняемость класса составляет 25 человек.
1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией РФ и законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными нормативными актами, в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, должностной инструкцией.
1.5. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
2. Цели и задачи деятельности классного руководителя
Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачами классного руководителя являются:
- формирование и развитие классного коллектива;
- организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;
- создание условий для индивидуального самовыражения каждого;
- ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей ребенка;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с коллективом класса;
- гуманизация отношений между обучающимися в коллективе;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности воспитанников в классном сообществе через развитие ученического самоуправления;
- создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности.
3. Организация деятельности классного руководителя
3.1. Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения, и ситуации в классном коллективе, межэтнических.
Классный руководитель в своей деятельности учитывает уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
3.2. Основными функциями классного руководителя являются:
3.2.1. организационно-координирующая:
- установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;
- учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- индивидуальное воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;
- ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, программа работы классного руководителя).
3.2.2. коммуникативная:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.2.3. аналитико-прогностическая:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
3.3. В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися:
- индивидуальные — беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.;
- групповые — советы, творческие группы, кружки, органы самоуправления и др.;
- коллективные — коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.
3.4. Права и обязанности классного руководителя определены в должностной инструкции классного руководителя.
4. Режим работы классного руководителя
4.1. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели – не менее 4 часов.
4.2. Час классного руководителя (классный час) проводится один раз в неделю, о чем делается соответствующая запись в классном журнале. Тематика единого классного часа в течение месяца должна соответствовать 4 направлениям: 1 неделя - здоровьесбережение, 2 неделя - гражданско-патриотическое направление, 3 неделя – нравственность, 4 неделя - классный час на свободную тему.
4.3. Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в триместр.
4.4. Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в триместр.
4.5. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
5. Оплата труда классного руководителя
5.1. Оплата труда классного руководителя состоит из базовой части и стимулирующих выплат.
5.2. Эффективность работы классного руководителя оценивается на основании Положения о критериях оценки эффективности работы классного руководителя МОУ «СОШ №5 г. Коряжмы».