Психологические советы

Советы американского психотерапевта Ф.Порат

  1. Принимайте себя таким, какой вы есть.
  2. Принимайте себя таким, каким вы хотите быть.
  3. Обретайте позитивные изменения всякий раз, когда вы в состоянии это сделать.
  4. Полюбите свой образ, свой имидж: свое тело, манеру смотреть, двигаться, одеваться, ходить, танцевать, говорить, смеяться и плакать.
  5. Уважайте свое тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
  6. Будьте «позитивно эгоистичны»: любите себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что вы - человек, единственный в своем роде. И другого такого нет, не было и не будет на Земле.
  7. Уважайте свое время: время - это жизнь.
  8. Разрешайте себе радоваться и получать удовольствия. Позволяйте себе быть таким, какой вы есть. Вы несете ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.
  9. Учитесь принимать решения и воплощать их в жизнь.
  10. Не ждите, что кто-то вернет вам ваше самоуважение. Только вы сами можете с этим справиться!

Что необходимо знать о подростковом суициде и способах преодоления суицидального поведения

  1. Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.
  2. Суицид занимает 8 место в списке причин смерти. Больше людей убивают себя, чем других. Суицид возглавляет список причин насильственных смертей.
  3. Разговоры о суициде не повод, чтобы наложить на себя руки.
  4. Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.
  5. Уровень самоубийств выше в старшей возрастной группе, чем в любой другой.
  6. Суицид занимает второе место в списке причин смерти среди молодежи. Первое - это несчастные случаи, хотя некоторые из них могут рассматриваться как суицид, например, разбившийся насмерть водитель-одиночка.
  7. За последние тридцать лет утроилось количество зарегистрированных случаев суицида среди молодежи.
  8. Мужчины в три раза чаще по сравнению с женщинами совершают самоубийства, однако, женщины в четыре раза чаще по сравнению с мужчинами предпринимают попытки суицида.
  9. Более 80% людей сообщают о своем намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и/или страданиях.

Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:

  1. Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.
  2. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки.
  3. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать.
  4. Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
  5. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, независимо от того, что он говорит.
  6. Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы.
  7. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план - это знак реальной опасности.
  8. Убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью.
  9. Не предлагайте упрощенных решений.
  10. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.
  11. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией.
  12. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс.
  13. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние.
  14. Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Симптомы депрессивного состояния у детей и подростков

На физиологическом уровне:

  • нарушение сна (сонливость или бессонница);
  • расстройства аппетита (повышенный или пониженный);
  • чувство усталости;
  • значительное изменение массы тела;
  • жалобы на конкретное недомогание или общее плохое состояние при отсутствии видимых органических причин.

На мыслительном уровне:

  • негативные ожидания (ощущение безнадежности);
  • негативная самооценка («Я - плохой»);
  • мысли о самоубийстве;
  • трудности с принятием решения;
  • чрезмерная концентрация на самом себе;
  • трудности с сосредоточенностью.

На поведенческом уровне:

  • замедленная или невыразительная речь;
  • приступы плача;
  • агрессивные действия;
  • психомоторное возбуждение или заторможенность;
  • попытка самоубийства;
  • попадание в зависимость (алкогольную, наркотическую, от других людей и т. д.);
  • поведение, противоречащее собственной системе ценностей.

На эмоциональном уровне:

  • плохое настроение, грусть;
  • чрезмерное или неадекватное чувство вины;
  • ощущение собственного бессилия;
  • чувство собственной никчемности,
  • потеря уважения к самому себе;
  • утрата чувства юмора;
  • одновременное проявление противоположных чувств;
  • сосредоточенность на депрессивных ощущениях;
  • отсутствие удовольствия от жизни.

На социальном уровне:

  • самоизоляция;
  • апатия, уход от общества;
  • зависимость от других;
  • склонность к самопожертвованию;
  • позиция мученика;
  • чрезмерная потребность в одобрении;
  • чрезмерная критичность по отношению к другим;
  • преувеличенное чувство ответственности за других.

Психологическая поддержка ребенка, оказавшегося в кризисном состоянии

Поддерживать ребенка - значит, верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Социально-психологическая поддержка (в школе, семье) - это процесс:

  • в ходе которого взрослый должен сосредоточиться на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при неудачах.
  1. Чтобы поддержать ребенка взрослым, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.
  2. Забыть о прошлых неудачах.
  3. Позволить ребенку начать с «нуля», вселяя ему уверенность, что он справится с возникшей проблемой, что взрослый верит в него, в его способность достичь успеха.
  4. Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
  5. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  6. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
  7. Уметь и хотеть демонстрировать принятие индивидуальности ребёнка, симпатии (а родители - любви) к нему.
  8. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие с которыми он может справиться.
  9. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  10. Проводить больше времени с ребенком.
  11. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  12. Уметь взаимодействовать с ребенком.
  13. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  14. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  15. Проявлять эмпатию (сопереживание) и веру в ребенка.