Целевая программа по совершенствованию организации питания учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г.Коряжмы»

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ №5 г.Коряжмы»
_______________ Е.В.Здравомыслова

Целевая программа по совершенствованию организации питания учащихся МОУ «СОШ №5 г.Коряжмы»

«Школа здорового питания»

Срок реализации – 2013-2014 учебный год

 

1. Обоснование актуальности Программы:

Чтобы вырастить здорового ребенка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Один из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие - организация качественного питания подрастающего поколения.

Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация МОУ «СОШ №5 г. Коряжмы» сегодня уделяет большое внимание вопросам сохранения жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то  полноценно питаться они должны и здесь.

По результатам анализа состояния здоровья учащихся школы можно сделать вывод, что в 2012 году по сравнению с предыдущим годом снизилось число детей, у которых после медицинских осмотров выявлено заболевание дистония желчно-выводящих путей на 0,5% (в 2011 году 13 учащихся, что составляет 1,7%, в 2012 году 9 человек, что составляет 1,2%), но увеличилось число учащихся с диагнозом хронический гастрит и хронический дуоденит на 0,2% (в 2011 году 22 учащихся, что составляет 2,9%, в 2012 году 24 человека, что составляет 3,1%). Число детей с диагнозом желчнокаменная болезнь и язвенная болезнь не изменилось: за прошедший период по двое учащихся, имеющих данные заболевания, что составляет 0,3% от общего числа учащихся в школе.

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

  • фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
  • в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
  • школьный период в развитии наиболее благоприятен для формирования ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Очень важно, чтобы школа стала началом распространения знаний и умений в построении здорового питания. В связи с этим в школе разработана целевая программа по совершенствованию организации развития питания школьников «Школа здорового питания».

2. Цель программы:

Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактика заболеваний.

3. Задачи программы:

  • Обеспечение соответствия школьного питания детей установленным нормам и стандартам, региональным, экологическим, социальным и культурным особенностям.
  • Обеспечение доступности школьного питания.
  • Приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями.
  • Согласование бюджетных и межбюджетных финансовых отношений по обеспечению здорового питания школьников.
  • Пропаганда принципов здорового и полноценного питания среди обучающихся и их родителей.
  • Обеспечение производственного контроля административной, медицинской, хозяйственной службами и родительской общественностью за осуществлением качественного, сбалансированного и доступного питания учащихся.

4. Ресурсы, которыми располагает общеобразовательное учреждение для эффективного решения поставленных задач:

Анализ организации питания в различных школах убедил нас в преимуществе столовых, работающих непосредственно на сырье. Их полная автономность в приготовлении пищи дает большую возможность обеспечения приготовления на месте блюд самого разнообразного меню. Отсутствие необходимости транспортировки пищи на длительное расстояние, её замораживания (охлаждения) и повторного разогрева дает возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность продуктов. С другой стороны, приготовление пищи в таких условиях требует наличия значительного штата персонала в таких столовых, они должны быть оснащены современным оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи, сбора и мытья посуды.

Наша школьная столовая укомплектована необходимым количеством персонала. В столовой работают: заведующий столовой, 4 повара кассир-контролер и 2 кухонных рабочих. К работе допускаются только лица, имеющие соответствующую профессиональную квалификацию, прошедшие медицинский осмотр, профессиональную гигиеническую подготовку. Ежедневно производится осмотр персонала столовой медицинским работником (с записью в журнале осмотра).

В столовой МОУ «СОШ №5 г.Коряжмы» соблюдаются все санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к организации питания обучающихся в школе. Имеется необходимое оборудование для работы столовой.

Школьная столовая обеспечена системами хозяйственно-питьевого холодного, горячего водоснабжения, канализацией, вентиляцией и отоплением (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями).

Для раздельного хранения сырых и готовых продуктов, их технологической обработки и раздачи используется раздельное и специально промаркированное оборудование, разделочный инвентарь, кухонная посуда. Холодильное оборудование снабжено контрольными термометрами.

Столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются  сертифицированные средства дезинфекции. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой. Перед входом в помещение столовой для мытья рук, учащимся организовано специальное место, оборудованное раковинами, полотенцесушителями и бумажными полотенцами.

В школьной столовой имеется обеденный зал на 320 посадочных мест, который оборудован мебелью с покрытием, позволяющим проводить ее обработку с применением моющих средств. Уборка обеденного зала производится после каждого приема пищи. Один раз в месяц производится генеральная уборка помещения, оборудования и инвентаря с последующей дезинфекцией.

В школьной столовой оформлен стенд по организации питания и здоровому образу жизни.

5. Сроки реализации Программы.

Срок реализации Программы: 2013-2014 учебный год.


6. Направления и описание программных мероприятий по совершенствованию организации питания.

Время завтраков и обедов учащихся соотнесено с расписанием, которое соответствует определенной учебной нагрузке.             

Режим работы столовой: с 8.00 час до 15.00.

График организованного питания учащихся

1 перемена  8.45 – 8.55 – дополнительное питание (молоко, кисломолочные продукты) для обучающихся 1 – 4 классов

2 перемена 9.40 – 10.00 – завтрак для обучающихся 1 – 4 классов

3 перемена 10.45 – 11.05 – завтрак или обед для обучающихся 5 – 7  классов

4 перемена 11.50. – 12.05 –  для обучающихся 8 - 11 классов.

5 перемена 12.50 – 13.00 – ГПД (обед)  для обучающихся 1 – 4 классов.

В школьной столовой ежедневно работает буфет с 8.45 до 14.45, где учащиеся и персонал школы могут купить завтраки, обеды, выпечку, напитки.

В столовой организовано ежедневное дежурство учащихся 5 – 11 классов согласно графику. На каждой перемене в столовой дежурит учитель, который смотрит за порядком в зале, оказывает посильную помощь в организации горячего питания.

В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока. В столовой проводится отбор суточных проб готовой продукции. Выполняются требования к организации питьевого режима.

Проводится анкетирование учащихся, родителей и педагогического персонала по вопросам качества продуктов и изготавливаемых блюд, ассортименту и стоимости питания. Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на родительских собраниях и с персоналом столовой.

Классными руководителями проводится внеклассная воспитательная работа с учащимися по воспитанию культуры питания и ответственности за свое здоровье (праздники, беседы, классных часы, родительские  собрания, семинары, конкурсы рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни).

В школьной столовой ведутся журналы:

  • журнал температурного режима холодильного оборудования;
  • ведомость контроля за рационом питания;
  • журнал здоровья работников столовой;
  • журнал бракеража готовой кулинарной продукции.

Качество питания контролируют заместитель директора по УВР, медицинский работник школы, учителя, родители и ученики. Качество получаемой сырой и готовой продукции проверяет бракеражная комиссия. Совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.

Большое внимание уделяется калорийности школьного питания, соответствию приготовляемых блюд технологическим картам.

Используется двухнедельное цикличное меню в соответствии с нормами СанПиН, утвержденное управлением Роспотребнадзора.

Недельное меню вывешивается в обеденном зале столовой в пятницу на следующую неделю.

Основные направления реализации Программы:

  • создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся;
  • укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока образовательного учреждения;
  • развитие новых прогрессивных форм обслуживания и повышение культуры питания;
  • обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;
  • проведение систематической разъяснительной работы среди родителей (законных представителей) и обучающихся о необходимости горячего питания.

7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы. 

Выполнение программы "Школа здорового питания" позволит достичь следующих результатов:

  • улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;
  • реализовывать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;
  • увеличить охват учащихся горячим питанием в столовой до 92%;
  • продолжить формирование навыков здорового питания у обучающихся и их родителей;
  • укрепить материально-техническую базу школьной столовой;
  • использовать современное высококачественное оборудование, позволяющее при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня;
  • изменить имидж школьной столовой и качество обслуживания; превратить столовую в место, привлекательное для обучающихся;
  • совершенствовать разработанную систему мониторинга питания обучающихся;
  • продолжить оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся.

В перспективе организация рационального питания школьников может позволить достичь следующих результатов:

  • улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья;
  • снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
  • рост учебного потенциала детей и подростков;
  • улучшение успеваемости школьников;
  • повышение их общего культурного уровня.

8. Система организации контроля за исполнением Программы.

Контроль за организацией питания:

- ежедневный - ведение табеля учёта питания, организация дежурства учащихся, учителя, администратора,

- еженедельный - проверка горячего питания обучающихся 1-11 классов;

- ежемесячный -: аналитический отчет об охвате горячим питанием, работа дневного родительского патруля;

Контроль за качеством продукции:

- ежедневный – работа бракеражной комиссии.

Мониторинг реализации программы:

- охват учащихся горячим питанием – ежемесячно, ежеквартально, ежегодно;

- сохранение и укрепление здоровья учащихся – по мере необходимости, ежегодно;

- уровень удовлетворенности учащихся, педагогов - ежегодно;

- уровень удовлетворенности родителей - ежегодно;

- формирование у школьников навыков здорового питания – ежегодно;

- материально-техническая база столовой – ежегодно.

9. План мероприятий программы.

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Проверка готовности школьной столовой к новому учебному году

Август

Зам.директора по АХР, зав. столовой

2

Издание приказов об организации питания школьников в школьной столовой, в том числе льготное питание

Август, сентябрь

Директор школы, зам. директора по УВР, курирующий вопросы ОТ

3

Согласование примерного двухнедельного меню в соответствии с санитарными нормами.

Август, сентябрь

Директор школы,

Зав. столовой.

4

Организация питьевого режима в школе

Сентябрь

Зам. директора по АХР

5

Подготовка и утверждение списков учащихся, имеющих право на льготное питание, их корректировка

Сентябрь, в течение года

Директор школы, социальный педагог

6

Ознакомление классных руководителей, работников  школьной столовой  с нормативными документами, регулирующими школьное питание.

Сентябрь

Директор, зам. директора по УВР, курирующий вопросы ОТ

7

Составление графика дежурства по школе

Сентябрь, январь

Начальник отдела по ВР

8

Руководство организацией питания на основе санитарных требований законодательства

В течение учебного года

Директор школы, зав.столовой

9

Контроль за наличием инструкции по эксплуатации технологического оборудования на пищеблоке, по технике безопасности, за ведением документации.

В течение учебного года

Зам.директора по УВР, курирующий вопросы ОТ    

10

Систематический контроль за санитарным состоянием  обеденного зала и пищеблока.

Ежедневно

Зам.директора по УВР, курирующий вопросы ОТ, зав. столовой

11

Заключение договоров с поставщиками продуктов.

В течение учебного года

Зав.столовой, бухгалтер

12

 

Контроль за организацией питания в школе, выполнение мероприятий по его улучшению.

В течение учебного года

Зам.директора по УВР, курирующий вопросы ОТ

13

Контроль за выполнением программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемиологических мероприятий

В течение учебного года

Зам.директора по УВР, курирующий вопросы ОТ, зав.столовой

14

Организация в школьной столовой выставок, дней национальной кухни

В течение учебного года

Зам.директора по УВР, курирующий вопросы ОТ, зав.столовой, педагог-организатор

15

Разработка новых блюд и их внедрение в систему школьного питания

В течение учебного года

Зав.столовой, бухгалтер

16

Создание в библиотеке электронного банка данных по вопросам здорового питания, здорового образа жизни.

В течение учебного года

Зав.библиотекой

17

Работа по привитию культурно-гигиенических навыков (оформление классного уголка, проведение классных часов, уроков здоровья, внеклассных мероприятий по воспитанию культуры питания среди обучающихся)

В течение учебного года

Классные руководители, начальник отдела по ВР, соц. педагог, медицинский работник

18

Один классный час в месяц посвятить вопросам горячего питания, охране здоровья, активному образу жизни

В течение учебного года

Классные руководители, начальник отдела по ВР

19

Проведение заседаний общешкольного родительского комитета по вопросу организации питания в школе

 

Председатель Совета школы и председатель общешкольного родительского комитета

20

Консультации для классных руководителей:

 - культура поведения учащихся во время приема пищи,

- соблюдение санитарно-гигиенических требований,
- организация горячего питания – залог сохранения здоровья.

в течение года

Зам.директора по УВР, курирующий вопросы ОТ

21

Родительское собрание «Оптимальное питание – основа здорового детства»

Сентябрь

Зам. директора по УВР, классные руководители .

22

Оформление стенда в столовой, размещение информации на школьном сайте

Сентябрь -октябрь

  Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

23

Проведение анкетирования участников образовательного процесса, по вопросам здорового питания, работы школьной столовой

 Январь, май

Зам.директора по УВР,  курирующий вопросы ОТ,        классные руководители

24

Проведение классных и общешкольных родительских собраний с освещением вопросов пропаганды здорового питания

В течение учебного года

Начальник отдела по ВР, классные руководители

25

Организация работы дневных родительских патрулей

В течение года

Начальник отдела по ВР, социальные педагоги

26

Акция «Мы за здоровый образ жизни»;

 

Апрель

 

Классные руководители, зам.директора по УВР, начальник отдела по ВР.

27

Своевременное приобретение посуды и столовых приборов, соответствующих требованиям СанПиН

По мере необходи-мости

Зав.столовой

28

Поддержание эстетического состояния обеденного зала столовой, формирование нового имиджа столовой

В течение учебного года

Зав.столовой,   Зам.директора по АХР

29

Приобретение и эксплуатация нового технологического оборудования

В течение учебного года

Зав.столовой,   Зам.директора по АХР

30

Участие в профессиональных конкурсах мастерства, проводимых в городе

В течение учебного года

Зав. столовой

 

31

Конкурс «Самый организованно питающийся класс»

Апрель

Зам. директора УВР, начальник отдела по ВР, классные руководители

32

Ведение мониторинга:

- охват   учащихся горячим питанием

- состояния здоровья учащихся

В течение учебного года

Зам.директора по УВР, курирующий вопросы ОТ, классные руководители

33

Контроль за деятельностью школы по вопросам организации питания учащихся, соблюдения СанПиН

В течение учебного года

Директор школы